Официальный дилер
Robert Bosch GmbH в РФ
Каталог товаров
 
Акции
Сервис
Информация
Компания
Контакты
    Каталог товаров
     
    Акции
    Сервис
    Информация
    Компания
    Контакты
      Оставить заявку
      История компании

      Автомобили и не только: 1926⁠–⁠1945 гг.

      10 минут чтения

      До начала Второй мировой войны компания Bosch была вовлечена в экономическую структуру режима национал-социалистов, однако благодаря своей выносливости и инновационной деятельности она справлялась с трудностями. Начавшаяся война помешала развитию и вызвала ряд проблем.

      Запуск нового ключевого продукта - дизельного топливного насоса

      Разработка инновационного топливного насоса в 1927 г. стала прорывом в деятельности Bosch. Поначалу такими насосами оснащались только грузовые автомобили, однако с 1936 г. они начали использоваться и в легковых автомобилях.

      Дизельные топливные насосы для грузовиков
      Завод в Фейербахе остается базой для разработки дизельных технологий до сегодняшнего дня. На снимке показан рабочий, сверлящий отверстие в корпусе насоса, 1935 год.

      Поиск новых бизнес-направлений и расширение ассортиментной линейки

      Из-за масштабного кризиса в немецкой автопромышленности компания Bosch обновила и расширила свою линейку продукции, чтобы подстроиться под непростую экономическую ситуацию. В компании был разработан новый комплекс стратегий, которые касались как совершенствования электротехнической и термотехнической продукции, так и разработки абсолютно новых направлений, к примеру, телевизионной отрасли и радиотехнологий.

      Холодильник Bosch, выпущенный в 1933 году, должен был быть доступным для большинства домашних хозяйств.
      Музыка в дороге уже не была несбыточной мечтой, когда инженеры Bosch и Blaupunkt выпустили первое серийное автомобильное радио в Европе в 1932 году.
      Компания Bosch основала нынешнее подразделение в 1932 году после приобретения компании Хуго Юнкерса по производству термотехники.
      Электроинструменты

      Электроинструменты: перфораторы и машинки для стрижки

      Герман Штайнхарт, один из инженеров Bosch, в 1927 г. изобрел устройство, названное Forfex, которое было оснащено встроенным двигателем. Изначально Forfex был запущен на серийный этап производства. Однако далее концепция активно прорабатывалась, в результате чего были созданы первые перфораторы. В качестве испытательного объекта использовались производственные мощности на собственных предприятиях.

      Фото: Перфоратор Bosch в действии (1936 г.)

      Кооперация с партнерами

      Даже через 10 лет после завершения Первой мировой войны Bosch не удалось достичь довоенного показателя продаж за границей: они составили лишь 34% от общей величины. Работу на иностранных рынках тормозили таможенные барьеры и высокие транспортные расходы, и компании пришлось искать альтернативные пути. Так, австралийские и японские партнеры стали изготавливать продукцию по лицензии, а на французском, британском и итальянском рынках компания искала партнеров для размещения производства на местах. Эти мероприятия дали результаты: к 1932 г. продажи за пределами Германии выросли до 55%.

      В 1931 году Bosch основала совместное предприятие с местным поставщиком автомобильной техники C.A. Vandervell
      как производственную базу в Лондоне для обслуживания английского рынка.
      Менеджер компании Robert Bosch Supply and Service Pty Ltd. в Мельбурне
      Август Хётте также начал производство свечей зажигания в Австралии по лицензии Bosch.
      Fernseh AG

      Прогрессивные технологии

      В 1929 г. Bosch в кооперации с шотландским инженером Джоном Лоуги Бэрдом и фирмами Zeiss Ikon и Loewe создала компанию Fernseh AG (более известную под аббревиатурой FESE), которая должна была заниматься разработками и производством телевизионного оборудования.

      Годы исследований дали результаты: в 1936 г. именно FESE произвела первое электронное оборудование для записи Олимпийских игр в Берлине и представила первые телевизоры для дома. В период войны организация работала для военных целей и принимала участие в разработке бомбы со встроенной камерой для передачи изображения, которая могла бы управляться автономно. С окончанием войны данный проект потерял свою актуальность.

      Фото: Домашний телевизионный приемник FESE (1938 г.)

      Влияние национал-социалистов: создание системы впрыска бензина в авиационной промышленности и телевизионные технологии для военных интересов

      Приход к власти национал-социалистической партии оказал прямое влияние на деятельность Bosch: по заказу властей компания начала вести исследования в области технологии впрыска бензина для авиационных двигателей. В связи с этим было инициировано строительство новых производственных мощностей. Телевизионные технологии тоже попали под влияние партии. И хотя правящая партия пропагандировала минимизацию внешнего товарного оборота, компания Bosch продолжила реализовывать товары за рубеж, хоть в целом к 1939 г. объемы продаж вне Германии уменьшились на 9%.

      Несмотря на то, что национал-социалисты проводили политику экономической автаркии, компания Bosch продолжала продавать свою продукцию по всему миру, например, в Тяньцзине, Китай, как показано на иллюстрации (1938 г.).
      Насос Bosch для впрыска бензина в авиационном двигателе (1941 г.)

      Производство вооружения и подневольный труд

      В период войны компании Bosch опять пришлось налаживать военное производство. Бошу позволили продолжить деятельность в автопромышленности. Часть работников ушли воевать, заменять их пришлось подневольными рабочими.

      Обработка сырья для производства началась на металлургическом заводе в Фойербахе в 1909 году. На этом рисунке показаны рабочие, отливающие легкий металл в 1942 году.
      Работники-женщины, производящие катушки зажигания на заводе в Штутгарте (1944 г.)

      Противодействие режиму и содействие евреям

      Одновременно руководство компании Bosch пыталось сопротивляться нацистам и всячески поддерживало антифашистское движение. Наибольшую активность в этом вопросе проявлял Карл Фридрих Герделер, назначенный советником. Также Bosch нанимала притесняемых евреев, тем самым спасая их от высылки в концлагеря, и финансово поддерживала их в вопросе эмиграции.

      В 1970 году израильский посол Идан Авнер (в центре), от имени израильского мемориала Яд Вашем, удостоил руководителя Bosch Ханса Вальца (слева) титула «Праведный среди народов» за его усилия по оказанию помощи преследуемым евреям в годы диктатуры нацистов.

      Конец

      Заводы Bosch в результате воздушных налетов в период войны были полностью разрушены. Роберт Бош умер в 1942 г., не став свидетелем этого. Своим преемникам он подготовил подробные указания по руководству компанией.

      Большая часть металлургического завода в Фойербахе была разрушена во время авиационного налета 1944 года. Производство поэтапно перемещалось в сельские районы.
      Разрушительная бомбардировка в сентябре 1944 года обрушила символическую башню фабрики Bosch.