10 минут чтения
Во время Второй мировой войны значительная часть заводов Bosch была разрушена, зарубежные представительства прекратили работу. Следующих 2 десятка лет компания посвятила восстановлению и исследованию новых направлений бизнеса.
К концу войны более половины мощностей немецкого завода Bosch были разрушены: поставки военной техники сделали компанию стратегически важным объектом. С 1945 г. компания начинает свое восстановление. В планах: построить новые заводы и создать рабочие места.
Компания начала свою деятельность с производства продукции первой необходимости: кастрюль для приготовления пищи, зонтов и ручных тележек. Рабочие или сами пользовались этими вещами, или меняли их на другие нужные товары. Свечи зажигания стали первой более-менее сложной продукцией Bosch после войны.
В 1942 г. на 81 году жизни Роберт Бош умер, оставив свое видение дальнейшей жизни компании. После окончания войны она была реструктурирована в соответствии с завещанием и рекомендациями основателя. Одним из важнейших пунктов завещания было направление части прибыли на благотворительные цели. Преемником Боша стал Ханс Вальц, который стоял “у руля” компании до 1963 г.
Национал-социалистическая партия стремилась к установлению своей власти во всем мире. Это было возможно только с помощью крупных и экономически влиятельных компаний, в отношении которых не раз совершались попытки разрушения. Однако компания Bosch несмотря на трудное положение осталась практически нетронутой, хотя ей пришлось раскрыть конкурентам свои патенты.
До прихода к власти национал-социалистической партии больше половины продаж Bosch приходилось на иностранный рынок. После войны продажи вне Германии сводились к нулю, а международные активы Bosch подверглись экспроприации. Налаживание отношений на зарубежных рынках началось с восстановления сотрудничества с бывшими партнерами. Зарубежные продажи также получилось развивать благодаря быстрорастущим рынкам Бразилии и Индии. Понемногу сеть международных представительств росла, однако иностранные продажи преодолели рубеж в 20% только в 1960 г.
К началу 50-х годов 20 века трудные времена остались в прошлом. В этот период Bosch представила на рынке товары, которые стали примером немецкого и европейского экономического чуда: предметы кухонного обихода и электродрели. Ключевые товары Bosch, к примеру, радиоприемники для автомобилей, также пользовались большим спросом.
Новое кухонное устройство - комбайн - назвали Neuzeit (с нем. “новое время”). Предназначался он прежде всего для деревенских жителей, поскольку главным его преимуществом была возможность обрабатывать большое количество продуктов. В то время в семьях было большое количество детей, поэтому существовала потребность в упрощении ведения домашнего хозяйства. Комбайн мог быстро перерабатывать большое количество садовых продуктов, которые затем можно было использовать для ежедневного приготовления пищи, а также для заморозки и консервации. Neuzeit имел множество функций: он мог измельчать, спрессовывать, чистить овощи и даже замешивать тесто.
Фото: Сценарий продаж кухонного комбайна в торговой точке Штутгарта (1962 г.)
В послевоенный период технологии производства продукции Bosch были связаны с периодом до войны. Для повышения конкурентоспособности нужны были инновации. Так, в 1950-х гг. для автомобилей была адаптирована система впрыска топлива, которая до этого использовалась только в авиационных двигателях, хотя для ее применения в качестве стандарта потребовалось не одно десятилетие.
Gutbrod Superior был первым легковым автомобилем, оснащенным системой впрыска топлива Bosch. С данной системой расход бензина уменьшается примерно на 20% в сравнении с карбюраторами, и увеличивается производительность. (1952 г.)
В 1952 г. компания презентовала электроинструмент Bosch Combi, вариативность использования которого зависела от насадки: в качестве машины для шлифования, дрели, отвертки и секатора. Большой популярностью этот инструмент пользовался среди европейских мужчин, которые в качестве хобби мастерили вещи в своих гаражах или подвалах. Таким образом в странах Европы возник абсолютно новый потребительский сегмент.
Bosch Combi представлял собой комплект инструментов в кейсе или ящике с креплением для переноски или подвешивания. Так у компании Bosch появилась вторая ключевая линейка электроинструментов, дополняющая комбинацию профинструментов для строительства, куда входили и перфораторы.
Фото: Многофункциональное устройство «Bosch Combi» для домашних мастеров — с практичным кейсом для переноски (1952 г.)
Во второй половине 1950-х гг. компания Bosch начала разработку электронных компонентов. Первыми продуктами были варакторные диоды, потом транзисторы, а после 1970 г. - интегральные схемы. Первая электронная продукция Bosch подверглась критике со стороны скептиков, однако с энтузиазмом была принята сторонниками развития отрасли. Именно тогда был положен старт производству электроники, которая теперь является основным направлением бизнеса Bosch.