10 минут чтения
1990-е гг. ознаменовались стремительными трансформациями в экономике. После исчезновения железного занавеса и предоставления Азией новых рынков появилось много разных возможностей. Помимо этого открылись новые виды в одном из самых перспективных направлений - программном обеспечении.
Открытие Восточной Европы означало для Bosch новый этап взаимодействия с этим регионом. К 1994 г. компания открыла свои представительства в 13 восточноевропейских государствах. Были сформированы производственные мощности в Чехии, Венгрии, Польше и России. Процент иностранных продаж за период 1990-2000 гг. увеличился с 51% до 72% соответственно.
Компания Bosch уже вела работу в Индии, Японии и государствах Юго-Восточной Азии. Максимальный стратегический интерес в регионе представлял рынок Китая, где до 1994 г. единственным видом деятельности была выдача лицензий. В 1989 г. Bosch открыла здесь первое представительство, став региональным производителем.
Микромеханические датчики (сокр. MEMS) для оснащения автомобилей компания выпустила еще в начале 90-х гг. Эти датчики подобно органам чувств способны измерять звук, скорость, давление и прочие параметры. Далее данные передаются в электронные блоки управления, помогая им определять, к примеру, в какой момент аварийной ситуации запускать подушку безопасности. С 2005 г. в компании Bosch началось изготовление датчиков для игровых приставок и телефонов. Их минимальная ширина составляла полтора миллиметра. Специально для изготовления MEMS исследовательская команда Bosch разработала технологию плазменного травления. Начиная с 1995 г. компания изготовила примерно 5 млрд MEMS и сегодня является их ведущим производителем (объем производства - примерно 4 млн датчиков ежедневно).
Фото: Клещ на микромеханическом датчике (MEMS) для обозначения масштаба (1995 г.)
В 1995 г. настоящим успехом стал выпуск ESP - системы динамической стабилизации, предотвращающей занос автомобиля. Тогда же компания изобрела систему навигации TravelPilot с технологиями речевого вывода и прокладывания маршрута. В 1997 г. специалистами Bosch была разработана система впрыска Common Rail, которая позволяла экономить бензин, а в 2000 г. этого удалось добиться и с помощью DI Motronic - системы управления двигателем, обеспечивающей прямой впрыск топлива. Для повышения безопасности были созданы “помощники” при вождении, среди которых Adaptive Cruise Control (система для поддержания установленной скорости движения в зависимости от дорожной обстановки) и Night Vision (технология, повышающая восприятие водителя автомобиля и увеличивающая дальность видимости в темноте или в непогоду).
В начале 2000-х гг. компания Bosch после продажи сектора телекоммуникаций купила фирму Mannesmann Rexroth - эксперта сферы промышленных технологий. Это в значительной мере укрепило сектор, осваивающий автоматизированное производство, а также помогло сбалансировать структуры корпорации. В 2003 г. для поддержки своего теплоэнергетического сектора Bosch приобрела контрольный пакет акций фирмы Buderus AG.
Отвертка на аккумуляторе от Bosch быстро стала популярным электроинструментом. Поэтому в 2003 г. компания стала развивать деятельность по созданию мобильных и легких устройств на аккумуляторах Li-ion. В 2011 г. были созданы электроприводы для велосипедов. Тогда же Bosch диверсифицировала основную деятельность, купив фирмы Bosch und Siemens Hausgeräte и ZF Lenksysteme, ставшие впоследствии базой для разработок техники, управляемой с помощью интернета, и автомобилей-роботов.
Вождение без участия человека уже вполне реально. Сегодня Bosch занимается исследованием, разработкой и тестированием этой технологии в лабораториях, а также на дорогах США и Германии. Старт производства дистанционных радаров был запущен еще в 2000 г. Эта система позволяет автомобилю самому тормозить, останавливаться, а потом снова ускоряться, например, в условиях пробки. В ближайшем будущем, с развитием программного обеспечения и сенсорных технологий, это станет реальным также и на магистралях - к 2020 г., в сельской местности - к 2025 г., в городе - к 2030 г.
Фото: Испытание автопилота на автомобиле с вращающейся на 360 градусов высокоскоростной камерой (2015 г.)
Интернет вещей (с англ. Internet of Things, сокр. IoT) представляет для Bosch большой интерес в разрезе нескольких бизнес-направлений, среди которых: специальное программное обеспечение, бизнес-модели на основе интернета, защита информации и пр. Долгосрочная цель компании - объединение этих 3-х направлений с традиционным производством. Эта сфера охватывает многое: от автопилота до умных домов и автопередачи информации между заводским оборудованием.